Российский сервис аренды электросамокатов Whoosh продал бизнес в Европе

Покупателем стал гендиректор эстонского кикшеринга Prime Лаури Труве
Европейский актив компании можно оценить максимально в 10 млн евро с учетом, что у них есть пользовательская база/ Whoosh

Акционеры кикшеринга Whoosh продали европейский актив. Об этом «Ведомостям» рассказал основатель компании Дмитрий Чуйко, объяснив, что «в существующих реалиях ведение дел в странах ЕС осложнено». Покупателем стал гендиректор эстонского сервиса кикшеринга Prime, запущенного в 2020 г., Лаури Труве, уточнил он, отказавшись раскрыть сумму сделки.

«Whoosh принял решение сосредоточиться на развитии бизнеса в России, где работает с 2019 г., и в СНГ. Мы видим, что здесь население активно пользуется самокатами и у сервисов кикшеринга есть много возможностей для роста и развития вместе с городами. Самое важное для нас – продолжать формировать культуру вождения среди горожан и способствовать тому, чтобы самокаты как можно скорее получили правовой статус», – сказал Чуйко.

Представитель Whoosh уточнил, что будет продано 2500 самокатов в Португалии и еще 2000 в других странах. Труве получит право пользования брендом.

О том, что Whoosh планирует начать работу в Лиссабоне, стало известно в ноябре 2021 г. Компания собиралась вложить в запуск $20 млн из оборотных средств и долгового финансирования от банков-партнеров, заявлял тогда Чуйко. В 2022 г. парк за рубежом должен был увеличиться до 15 000 самокатов.

Как разрастался Whoosh

Whoosh запустился в Москве в апреле 2019 г. Сервис основан бывшими и нынешними топ-менеджерами S7 Group, стартовые инвестиции – $1 млн. Для развития Whoosh привлек 1,9 млрд руб. (около $25,7 млн) от фонда «ВТБ капитал инвестиции» и «Открытие капитала» в феврале 2021 г. Сервис работает в 28 городах России. В 2021 г. выручка Whoosh составила 4,2 млрд руб., следует из данных Kartoteka.ru. Аудитория сервиса приблизилась к 2 млн человек, а количество самокатов в 2021 г. увеличилось до 30 000.

Европейский актив Whoosh можно оценить максимально в 10 млн евро с учетом, что у них есть пользовательская база, считает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. Если компания не успела ее набрать, то он будет стоить по себестоимости самокатов, продолжает эксперт: если один стоит около 1000 евро, то 4500 – 4,5 млн евро. Кроме того, скорее всего, понадобится ребрендинг, продолжает он: «Вряд ли эстонец захочет, чтобы в газетах писали, что сервис создан русскими, теперь он должен быть эстонским, тогда это будет воспринято хорошо. Тем более что есть популярный сервис с эстонскими корнями Bolt, которому Труве может однажды продать кикшеринг».

Даже если Whoosh продает только самокаты, в этом есть смысл, потому что новый владелец разом получит 4500 транспортных средств, которые полностью готовы к использованию, рассуждает издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев. Большую партию самокатов сейчас не так просто купить, объясняет эксперт: с начала пандемии заводы работают с перебоями.

Сейчас вести в Европе маркетинг массового сервиса, принадлежащего россиянам, очень трудно, объясняет Делицын: «Если случится ДТП с самокатом, в газетах обязательно напишут, что у сервиса российские акционеры». Решение Whoosh продать бизнес в Европе напрямую связано со всеми проблемами, которые за собой тянут санкции, т. е. с невозможностью осуществлять операционную деятельность из России и т. д., соглашается Николаев.

Интерес европейских инвесторов может быть вызван и передовым уровнем развития мобильных приложений в России, считает директор технологической практики Kept Сергей Вихарев. Удобство электронной части сервиса, традиционно очень развитое в России, может стать ключевым конкурентным преимуществом на европейском рынке микромобильности, полагает он.

Одно из крупных европейских консалтинговых агентств изучило опыт семи европейских стран, США, Китая и Японии и оценило рынок электронных самокатов в собственности в 1 млрд евро, по подписке также в 1 млрд евро и в 2 млрд евро – шеринг, знает директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. Эти сегменты рынка будут показывать рост и подписка является самым быстрорастущим сегментом микромобильности, подтверждает она.

Услуги краткосрочной аренды электросамокатов представлены уже во многих европейских городах, соглашается Вихарев. Но если сравнивать Россию и Европу, то проникновение услуги в городах России значительно ниже, поэтому развивать сервисы здесь может быть более перспективно, считает Николаев. По оценке экспертов «Трушеринга», к 2024 г. рынок по деньгам и количеству самокатов вырастет в 4 раза по сравнению с 2021 г.

С учетом такой оценки на данный момент стратегия сервиса аренды самокатов «Юрент» состоит в дальнейшем развитии на российском рынке, рассказал представитель компании. С начала сезона «Юрент» нарастил географию присутствия в 2,5 раза до 100 городов и на 30% увеличил размер парка, сейчас он превышает 85 000 самокатов, добавил он.